"Ночные ведьмы"

 У войны не женское лицо… Наверное, именно поэтому так пристально мы вглядываемся в женские изображения на военных снимках, интересуемся их судьбами на войне. Именно женские военные истории особенно трогательно отражены и в художественной литературе, и в кино. Ниже пойдет речь об авиационном полку, который был сформирован для борьбы с фашистским захватчиком. «Ночные ведьмы» — так прозвали враги это полк. Все его воины — от летчиков и штурманов до техников — были женщины.

История создания 46 авиационного полка


46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознамённый и ордена Суворова полк (46-й гвардейский нбап, до 8 февраля 1943 года — 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк), также известный как «ночные ведьмы» — женский авиационный полк в составе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны.

B 1941 гoду, в гopoдe Энгeльc пoд личную oтвeтcтвeннocть cтapшeгo лeйтeнaнтa гocбeзoпacнocти Mapины Pacкoвoй был ocнoвaн 46 гвapдeйcкий нoчнoй бoмбapдиpoвoчный жeнcкий aвиaциoнный пoлк, кoтopый в будущeм oкpecтили «Hoчными вeдьмaми».
Для этoгo Mapинe пpишлocь иcпoльзoвaть cвoи личныe pecуpcы и личнoe знaкoмcтвo co И. В. Cтaлиным. Hиктo ocoбo нe paccчитывaл нa уcпex, oднaкo дaли «дoбpo» и oбecпeчили нeoбxoдимoй тexникoй. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, летчик с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой этот полк шутливо называли: «Дунькин полк», намекая на полностью женский состав, и, оправдываясь именем командира полка.
Враг же называл летчиц «Ночными ведьмами», которые внезапно бесшумно появлялись на маленьких самолетах.
46-й гвардейский Таманский полк — уникальное и единственное соединение в Красной армии времен Великой Отечественной войны. Всего было три авиационных полка, в которых летали женщины: истребительный, тяжелых бомбардировщиков и легких бомбардировщиков.
Два первых полка были смешанными, и только последний, в котором летали на легком бомбардировщике По-2, был исключительно женским. Летчики и штурманы, командиры и комиссары, прибористы и электрики, техники и вооруженцы, писари и штабные работники — все это были женщины. И вся, даже самая тяжелая работа делалась женскими руками. Ни у кого из пополнения не было опыта ночных полетов, поэтому летали под куполом, создававшим имитацию темноты. Вскоре полк перевели в Краснодар, и ночные ведьмы стали летать над Кавказом.
Мужчин в полку не было, так что «женский дух» проявлялся во всем: в опрятности формы одежды, чистоте и уюте общежития, культуре проведения досуга, отсутствии грубых и нецензурных слов, в десятках других мелочей. 


Самолёты и вооружение «ночных ведьм»


«Ночные ведьмы» летали на бипланах Поликарпова, или По-2. Численность боевых машин возросла за пару лет с 20-ти до 45-ти. Этот самолет создавался изначально совсем не для боев, а для учений. В нем не было даже отсека для авиабомб (снаряды подвешивались под «брюхо» самолета на специальные бомбодержатели»). Максимальная скорость, которую могла развить такая машина, — 120 км/ч. При таком скромном вооружении девушки показывали чудеса пилотирования. Это при том, что каждый По-2 нес на себе груз большого бомбардировщика, нередко до 200 кг за раз. Летчицы воевали только по ночам. Причем, за одну ночь совершали по нескольку вылетов, наводя ужас на позиции врага. Девушки не имели на борту парашютов, являясь буквально смертницами. В случае попадания снаряда в самолет им оставалось только героически погибнуть. Места, отведенные по технологии под парашюты, летчицы загружали бомбами. Еще 20 кг вооружения было серьезным подспорьем в бою. Но после тяжелых потерь пришлось подружиться с белым куполом. Пошли на это не очень-то охотно — парашют сковывал движения, к утру от лямок ныли плечи и спина. До 1944 года эти учебные самолеты не были оснащены пулеметами. Управлять ими мог как пилот, так и штурман, поэтому если первый погибал, его напарник мог привести боевую машину на аэродром.


В современном языке фанерный бомбардировщик По-2 можно было бы назвать самолетом-невидимкой. Ночью его, на низкой высоте и бреющем полете, немецкие радары не могли засечь. Немецкие истребители боялись прижиматься слишком близко к земле, и часто именно это спасало жизни летчицам. Вот почему девушки из полка ночных бомбардировщиков получили такое зловещее прозвище — ночные ведьмы. Зато если По-2 попадал в луч прожектора, сбить его не составляло труда.

Война. Боевой путь

23 мая 1942 года полк вылетел на фронт и 27 мая оказался в зоне боевых действий. Первый боевой вылет экипажей полка произошел 12 июня 1942 года. До августа 1942 года полк сражался в Сальских степях, затем на Дону и на Миусе, где понес первые боевые потери. На протяжении целого года полк участвовал в боях на Кавказе. 8 февраля 1943 года 588-й полк был переименован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк.

  • В ходе боевых действий лётчицы авиаполка произвели 23 672 боевых вылета. Перерывы между вылетами составляли 5—8 минут, порой за ночь экипаж совершал по 6—8 вылетов летом и 10—12 зимой.
  • Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).
  • Лётчицами было сброшено более 3 тысяч тонн бомб, 26 000 зажигательных снарядов. Полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 26 складов, 12 цистерн с горючим, 176 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов.
  • Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности.
  • Также, было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.

Состав полка


23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда его численность составляла 115 человек — большинство в возрасте от 17 до 22 лет.
Фото: Девушки-офицеры 46-го гвардейского Таманского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта: Евдокия Бершанская (слева), Мария Смирнова (стоит) и Полина Гельман. Источник: waralbum.ru

Боевые потери полка составили 32 человека. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести.


Погибшие подруги
  • Малахова Анна и Виноградова Маша Энгельс, 9 марта 1942 г.
  • Тормосина Лилия и Комогорцева Надя Энгельс, 9 марта 1942 г.
  • Ольховская Люба и Тарасова Вера Донбасс, сбиты в июне 1942 г.
  • Ефимова Тоня умерла от болезни, декабрь 1942 г.
  • Ступина Валя умерла от болезни весной 1943 г.
  • Макагон Полина и Свистунова Лида разбились при посадке 1 апреля 1943 г., Пашковская
  • Пашкова Юля умерла 4 апреля 1943 г. после аварии в Пашковской
  • Носаль Дуся убита в самолете 23 апреля 1943 г.
  • Высоцкая Аня и Докутович Галя сгорели над «Голубой линией» 1 августа 1943 г. [147]
  • Рогова Соня и Сухорукова Женя — —
  • Полунина Валя и Каширина Ира — —
  • Крутова Женя и Саликова Лена — —
  • Белкина Паша и Фролова Тамара сбиты в 1943 г., Кубань
  • Масленникова Люда погибла при бомбежке, 1943 г.
  • Володина Таисия и Бондарева Аня потеряли ориентировку, Тамань, март 1944 г.
  • Прокофьева Панна и Руднева Женя сгорели над Керчью 9 апреля 1944 г.
  • Варакина Люба погибла на аэродроме в другом полку в 1944 г.
  • Макарова Таня и Белик Вера сгорели в Польше 29 августа 1944 г.
  • Санфирова Леля подорвалась на мине после прыжка с горящего самолета 13 декабря 1944 г., Польша
  • Колокольникова Аня разбилась на мотоцикле, 1945 г., Германия

15 октября 1945 года полк был расформирован, а большинство лётчиц демобилизовано.
После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты, и разыскала могилы всех погибших.

ЭТО ИНТЕРЕСНО


В начале июня 1943 г. у командования наконец-таки появилась возможность вручить героическим «ночным ведьмам» заслуженное ими Гвардейское знамя. 9 июня 1943 года в полк, квартировавший в станице Ивановской, прибыл командующий авиационным соединением Константин Андреевич Вершинин и ряд высших офицеров. Летчицам был зачитан приказ Верховного Главнокомандующего о присвоении полку звания Гвардейского. Затем член Совета А.Д.Вееров, сняв чехол с древка, передал знамя командиру полка Бершанской. Она развернула знамя и поцеловала его край. По воспоминаниям М.Чечневой речь командира женского авиаполка Е.Д.Бершанской начиналась со слов: «Товарищи гвардейцы! Принимая Гвардейское знамя, дадим клятву, что высокое звание гвардейцев оправдаем с честью в ожесточённых боях с врагом… Мы, советские женщины, пронесем Гвардейское знамя через фронты Отечественной войны до окончательного разгрома врага! Будем предано служить Родине, защищать её мужественно и умело, не щадя своих сил, крови и самой жизни![34]». Каждая из лётчиц полка произнесли слова клятвы. А потом знаменосцы Наталья Меклин, Ирина Каширина и Екатерина Титова пронесли знамя перед строем. Затем полк приветствовали командующий и член Военного Совета (ещё на Волге напутствовавший девушек на ратные подвиги), представители соседнего полка, боевые подруги из полка «Петляковых»

Вот что писал о лётчицах главный маршал авиации Константин Вершинин, а тогда, в 1942-м, командующий 4-й воздушной армии, в состав которой и вошёл женский полк: «Товарищ командующий, – позвонил мне командир 218-й дивизии Дмитрий Попов, – докладываю: принял сто двенадцать барышень. И что я буду делать с ними? – В голосе Попова проскальзывала досада. – Они не барышни, Дмитрий Дмитриевич, а полноценные лётчицы, – ответил я полковнику. – И, как все, будут воевать с врагом».


Маршал К. А. Вершинин вручает полку орден Красного Знамени
за бои по освобождению Феодосии.

Источники:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Школьный музей основан в 1975 году и посвящен боевому пути 4-й воздушной армии и ее части - 159-го Гвардейского Новороссийского штурмового ...